Конспект
ОД
подготовительная группа
«На грани волшебства»
Цель: знакомство с наукой химией.
Задачи:
Познавательное развитие. |
1.Ввести в кругозор детей элементарные
представления о химии как науке. 2.Уточнить
знания детей о профессии химика. 3.
Формировать знания о правилах безопасности в «Химической лаборатории» 4.
Познакомить детей с понятием «Кислота», «Щёлочь». 5.Содействовать
углублению заинтересованности детей наукой химией, самостоятельному овладению
знаниями в процессе участия в опытах. |
Социально-коммуникативное развитие. |
1. Формировать
доброжелательность и положительную эмоциональную установку на участие в
совместной деятельности. 2. Воспитывать активность,
самостоятельность, инициативность, навыки сотрудничества. 3. Развивать эмоциональную
отзывчивость, сопереживание.
|
Речевое развитие. |
1.Уточнять высказывания детей,
помогать им более точно, характеризовать объект.
|
Музыкальное развитие. |
1. Продолжать обогащать
музыкальные впечатления детей 2.Развивать умение согласовывать
движения в соответствии с музыкой. |
Оборудование
(техническое обеспечение) деятельности детей:
·
интерактивная доска;
·
ноутбук;
·
медиапроектор;
·
пищевой краситель;
·
прозрачный стакан на каждого ребёнка;
·
пластиковые ложки,блюдца;
·
лимон, пищевая сода, стружка
хозяйственного мыла;
·
лакмусовая бумага;
·
таблицы для занесения результатов опытов;
·
схемы экспериментов;
·
фартуки.
Подготовительная
работа:
·
знакомство с работой ученых-химиков,
·
знакомство с понятием лаборатория,
·
ознакомление с моющими и чистящими
средствами,
·
чтение литературы по данной тематике: Дыбина,
О. В. Неизведанное рядом., Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина, Александр Свирин, Михаил Ляшенко. Цикл «Книга
знаний»,Александр Семёнов. «Путешествия Мурзилки. Научно-фантастические сны»
Формы организации
совместной деятельности.
|
Познавательно-исследовательская |
Исследовательская деятельность |
|
|||
|
Коммуникативная |
Совместная деятельность: беседа «Наука –Химия»,
Рассматривание схем, таблиц, слайдов. |
|
|||
|
Музыкальная |
Слушание музыки - песня «Изобретатели» |
|
|||
|
Двигательная |
Физминутка (Танец-игра с ускорением для детей
«Шагнём вперёд») |
|
|||
№ |
Деятельность
детей |
Деятельность
педагога |
Ожидаемые
результаты |
|||
1 |
Дети отвечают на вопросы, делают предположения. |
Ребята,
я предлагаю вам стать настоящими химиками и посетить лабораторию «Чудеса
химии». Здесь мы будем проводить
интересные опыты и эксперименты.
Ребята,
как вы думаете, Почему соль солёная? Почему трава зелёная? Почему мыло мылится? Почему вода пузырится? На
все эти вопросы и еще на многие знает ответы наука химия. Химики,
как настоящие волшебники, умеют превращать одни вещества в другие. Химики все
делают по науке - без волшебной палочки и волшебных заклинаний.
|
Сформированы элементарные
представления о химии как науке,
о профессии
химика
|
|||
2 |
Дети
знакомятся с химической лабораторией.
Дети,
с помощью карточек, повторяют правила
безопасности.
|
Проходите
в нашу лабораторию, наденьте спец.
одежду (фартуки) и займите свои места. Но
сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории. (Демонстрируются
правила безопасности) ·
Работать в лаборатории нужно в специальной одежде. ·
Со всеми веществами следует обращаться очень
осторожно. ·
Не стоит все пробовать на вкус. ·
Внимательно слушать воспитателя, аккуратно
выполнять все задания.
|
Сформированы
знания о правилах безопасности в «Химической лаборатории» |
|||
|
Дети
отвечают на вопросы, знакомятся с понятиями «Кислота», «Щёлочь»
|
Ребята,
какие продукты бывают кислыми? В
кислых продуктах есть вещество, которое называется кислота. Мы
сегодня познакомимся с веществами «Кислота» и «Щёлочь». Это противоположные
по значению понятия, как «Горький – сладкий», «Чёрный - белый» Общее
свойство кислоты— кислый вкус.
Кислый
вкус лимону придаёт лимонная
кислота. В
яблоках есть яблочная кислота. Когда
прокисает молоко, в нём образуется молочная кислота.
Щелочь
– противоположное по значению понятие.
С ней мы тоже сталкиваемся в повседневной жизни. Она
содержится в мыле, моющих
средствах, некоторых удобрениях.
- Насекомые больно кусаются, а растения
жгутся потому, что содержат сильные кислоты или щелочи. В жале пчелы есть
кислота, в жале осы - щелочь. Природное средство от ожога крапивы (кислота) -
листья щавеля (щелочь). |
Дети
познакомились с понятиями «Кислота», «Щёлочь». |
|||
3. |
Дети
становятся участниками эксперимента.
|
Мы
сегодня будем проводить эксперимент, чтобы выяснить, какие, известные нам, жидкости и
средства являются кислотой, а какие щелочью. Для
этого нам понадобится специальная, почти волшебная бумага. Она называется лакмусовая. Посмотрите
на экран. Перед вами таблица, где мы видим, как изменяется цвет бумаги, в
зависимости оттого, в какую среду она попала. Если
бумага попала в кислоту, она становится красной, если в щёлочь – синей.
Обратите внимание, если бумага осталась фиолетовой ( не поменяла цвет), то в
жидкости нет ни кислоты, ни щёлочи. |
Дети
познакомились с понятиями «Кислота», «Щёлочь». |
|||
|
Дети
записывают результаты эксперимента.
|
Перед
вами стаканчики с различной средой, они пронумерованы. ( Лимонный сок, кефир, мыльный раствор,
средство для мытья посуды, обычная вода, солёная вода) Мы,
как настоящие химики будем записывать результаты эксперимента в таблицы,
которые лежат перед вами. В
каждый стакан мы опускаем бумагу, смотрим, как меняется цвет и записываем
цифру в соответствующую колонку. (В
процессе самостоятельной работы
звучит песня «Изобретатели» Автор. Олеся
Емельянова.) |
Сформировано
умение фиксировать результаты эксперимента. |
|||
|
Дети
выполняют физминутку (Танец-игра с ускорением для детей «Шагнём
вперёд»)
|
Нас
ещё ждёт увлекательный опыт. Но нам необходимо размяться. Давайте потанцуем!
Повторяем за героями движения! (Демонстрируется видеоклип «Шагнём вперёд») |
Развивается
умение согласовывать движения в
соответствии с музыкой. |
|||
4. |
Дети проводят опыт. Описывают результаты. |
Мы
отдохнули, пора вернуться в лабораторию. Мы выяснили, что такое кислота и щёлочь, а
теперь проведём опыт с содой и лимоном, назовём его «Цветной вулкан».
Подойдите к столу. Перед вами стаканы с водой. Добавляем пищевой краситель).
Кладем в стакан по ложке соды, перемешиваем. Теперь в
стакан выдавим сок лимона. Опишите, что происходит? Волшебство-ли это? То, что мы наблюдаем, называется химическая реакция. |
Развит
интерес к экспериментированию, аккуратность при проведении опытов. Сформированы умения устанавливать
причинно-следственные связи
|
|||
5. |
Дети
участвуют в итоговой беседе. |
В
мае в нашей стране отмечается День Химика. Это удивительная профессия.
Химики, как настоящие волшебники, умеют превращать одни вещества в другие. На
огромных химических заводах изготавливает соду и кислоту, мыло и краску,
стиральные порошки.
Что
мы носим, что едим,
Получается,
что не волшебники, а химия творит чудеса! Надо
только хорошо знать ее законы.
Что
вы сегодня узнали нового? Где
мы можем встретить кислоту и щёлочь? Что
такое химическая реакция? Что изучает наука химия? |
Сформированы элементарные
представления о химии как науке,
о профессии
химика
|
|||
Комментариев нет:
Отправить комментарий