Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «На грани волшебства».

 

Конспект ОД
подготовительная группа
«На грани волшебства»

Цель: знакомство  с наукой химией.
Задачи:

 

Познавательное развитие.

1.Ввести в кругозор детей элементарные представления о химии как науке.

2.Уточнить знания детей о профессии химика.

3. Формировать знания о правилах безопасности в «Химической лаборатории»

4. Познакомить детей с понятием «Кислота», «Щёлочь».

5.Содействовать углублению заинтересованности детей наукой химией, самостоятельному овладению знаниями в процессе участия в опытах.
6.Развивать навыки исследовательской деятельности, формирование умения фиксировать результаты эксперимента.
7. Воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при проведении опытов.

Социально-коммуникативное развитие.

1. Формировать доброжелательность и положительную эмоциональную установку на участие в совместной деятельности.

2. Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность, навыки сотрудничества.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

 

Речевое развитие.

1.Уточнять высказывания детей, помогать им более точно, характеризовать объект.
2.
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы  окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
3.Расширить и активизировать словарь по теме «Химия» (лакмусовая бумага, кислота, щелочь, химическая реакция)

 

Музыкальное развитие.

1. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей

2.Развивать умение согласовывать движения в соответствии с музыкой.

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

·        интерактивная доска;

·        ноутбук;

·        медиапроектор;

·        пищевой краситель;

·        прозрачный стакан на каждого ребёнка;

·        пластиковые ложки,блюдца;

·        лимон, пищевая сода, стружка хозяйственного мыла;

·        лакмусовая бумага;

·        таблицы для занесения результатов опытов;

·        схемы экспериментов;

·        фартуки.

Подготовительная работа:

·        знакомство с работой ученых-химиков,

·        знакомство с понятием лаборатория,

·        ознакомление с моющими и чистящими средствами,

·        чтение литературы по данной тематике: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом., Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина, Александр Свирин, Михаил Ляшенко. Цикл «Книга знаний»,Александр Семёнов. «Путешествия Мурзилки. Научно-фантастические сны»

Формы организации совместной деятельности.

 

Познавательно-исследовательская

Исследовательская деятельность
Участие в экспериментах и опытах( с лакмусовой бумагой, содой и лимоном)

 

 

Коммуникативная

Совместная деятельность: беседа «Наука –Химия», Рассматривание схем, таблиц, слайдов.

 

 

Музыкальная

Слушание музыки - песня «Изобретатели»
Автор. Олеся Емельянова.

 

 



Двигательная

Физминутка (Танец-игра с ускорением для детей «Шагнём вперёд»)

 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Ожидаемые результаты

1

Дети отвечают на вопросы, делают предположения.





Ребята, я предлагаю вам стать настоящими химиками и посетить лабораторию «Чудеса химии». Здесь мы будем  проводить интересные опыты и эксперименты.

 

Ребята, как вы думаете, Почему соль солёная? 

Почему трава зелёная? 

Почему мыло мылится? 

Почему вода пузырится? 

На все эти вопросы и еще на многие знает ответы наука химия.

Химики, как настоящие волшебники, умеют превращать одни вещества в другие. Химики все делают по науке - без волшебной палочки и волшебных заклинаний.

 

Сформированы

элементарные представления о химии как науке, о

профессии химика

 

 

2

Дети знакомятся с химической лабораторией.

 

Дети, с помощью карточек,  повторяют правила безопасности.


 


 


 

 

Проходите в нашу лабораторию, наденьте  спец. одежду (фартуки) и займите свои места. 

Но сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории.

(Демонстрируются правила безопасности)

·        Работать в лаборатории нужно в специальной одежде.

·        Со всеми веществами  следует обращаться очень осторожно.

·        Не стоит все пробовать на вкус.

·        Внимательно слушать воспитателя, аккуратно выполнять все задания.

 

Сформированы знания о правилах безопасности в «Химической лаборатории»

 

Дети отвечают на вопросы, знакомятся с понятиями «Кислота», «Щёлочь»



 

 



Ребята, какие продукты бывают кислыми?

В кислых продуктах есть вещество, которое называется кислота.

Мы сегодня познакомимся с веществами «Кислота» и «Щёлочь». Это противоположные по значению понятия, как «Горький – сладкий», «Чёрный  - белый»

Общее свойство кислоты— кислый вкус.

 

Кислый вкус лимону придаёт 

лимонная кислота.

В яблоках есть яблоч­ная кислота.

Когда прокисает молоко, в нём образу­ется молочная кислота.

 

Щелочь – противоположное  по значению понятие. С ней мы тоже сталкиваемся в повседневной жизни.

Она содержится в мыле, моющих средствах, некоторых удобрениях.

 

 - Насекомые больно кусаются, а растения жгутся потому, что содержат сильные кислоты или щелочи. В жале пчелы есть кислота, в жале осы - щелочь. Природное средство от ожога крапивы (кислота) - листья щавеля (щелочь).

Дети познакомились с  понятиями 

«Кислота», «Щёлочь».

3.

Дети становятся участниками эксперимента.

 


Мы сегодня будем проводить эксперимент, чтобы  выяснить, какие, известные нам, жидкости и средства являются кислотой, а какие щелочью.

Для этого нам понадобится специальная, почти волшебная бумага. Она называется лакмусовая.

Посмотрите на экран. Перед вами таблица, где мы видим, как изменяется цвет бумаги, в зависимости оттого, в какую среду она попала.

Если бумага попала в кислоту, она становится красной, если в щёлочь – синей. Обратите внимание, если бумага осталась фиолетовой ( не поменяла цвет), то в жидкости нет ни кислоты, ни щёлочи.

Дети познакомились с  понятиями 

«Кислота», «Щёлочь».

 

Дети записывают результаты эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед вами стаканчики с различной средой, они пронумерованы.

 ( Лимонный сок, кефир, мыльный раствор, средство для мытья посуды, обычная вода, солёная вода)

Мы, как настоящие химики будем записывать результаты эксперимента в таблицы, которые лежат перед вами.

В каждый стакан мы опускаем бумагу, смотрим, как меняется цвет и записываем цифру в соответствующую колонку.

(В процессе самостоятельной работы  звучит  песня «Изобретатели»

Автор. Олеся Емельянова.)

Сформировано умение фиксировать результаты эксперимента.

 

Дети выполняют физминутку

(Танец-игра с ускорением для детей «Шагнём вперёд»)

 

Нас ещё ждёт увлекательный опыт. Но нам необходимо размяться. Давайте потанцуем! Повторяем за героями движения! (Демонстрируется видеоклип «Шагнём вперёд»)

Развивается  умение согласовывать движения в соответствии с музыкой.  

4.

Дети проводят опыт.

Описывают результаты.                               

Мы отдохнули, пора вернуться в лабораторию.

Мы  выяснили, что такое кислота и щёлочь, а теперь проведём опыт с содой и лимоном, назовём его «Цветной вулкан». Подойдите к столу. Перед вами стаканы с водой. Добавляем пищевой краситель). Кладем в стакан по ложке соды, перемешиваем. Теперь   в стакан выдавим сок лимона.

Опишите, что происходит? Волшебство-ли это?  То, что мы наблюдаем, называется химическая реакция.

Развит интерес к экспериментированию, аккуратность при проведении опытов.

 Сформированы умения устанавливать причинно-следственные связи

 

5.

Дети участвуют  в итоговой беседе.

В мае в нашей стране отмечается День Химика. Это удивительная профессия. Химики, как настоящие волшебники, умеют превращать одни вещества в другие. На огромных химических заводах изготавливает соду и кислоту, мыло и краску, стиральные порошки.

 

Что мы носим, что едим,
Знать мы многое хотим!
На все вопросы эти
Нам химия ответит!

 

Получается, что не волшебники, а химия творит чудеса!

Надо только хорошо знать ее законы.

 

Что вы сегодня узнали нового?

Где мы можем встретить кислоту и щёлочь?

Что такое химическая реакция?

Что изучает наука химия?

 Сформированы

элементарные представления о химии как науке, о

профессии химика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий